Узорочье ярославских храмов

    



    Ярославские храмы 17 века не спутаешь ни с какой другой русской архитектурой этого периода. Они отличаются резной поверхностью стен из формованных кирпичей, внушительными объемами и многокупольным завершением. Два храмовых комплекса находятся на территории бывших ремесленных районов Ярославля.

     Первый этап развития узорочных храмов виден в ансамбле в Коровниках (Портовая наб., 2) на берегу Волги-главной транспортной речной магистрали Руси. Строительство велось несколько десятилетий во второй половине 17 в. На небольшой территории построены два храма: летний -Церковь Иоанна Златоуста. (1649-1654 гг.) и зимний (церковь Владимирской Богоматери. 1669 г.). Проход от реки был через Святые ворота (кон.17 в.), расположенных строго напротив отдельно стоящей колокольни (1680-е гг.) на территории комплекса. Жители Коровницкой слободы занимались гончарным производством и изготовлением изразцов. Неудивительно, что убранство фасадов дополняют цветные изразцовые вставки.

    Первой постройкой комплекса стала Церковь Иоанна Златоуста, построенная на средства посадских людей Ивана и Фёдора Неждановских, похороненных в ее южной галерее. Время ее строительства пришлось на период церковного раскола, связанного с реформой патриарха Никона. Принадлежность комплекса старообрядческой общине читается в устройстве храма. Его
планировочное решение следует образцам древнерусской архитектуры. Это четырех-столпный, пятиглавый храм, в то время как в московской архитектуре в это время уже строятся храмы бесстолпные  (напр. церковь Троицы в Никитниках 1631-1653 гг. , Рождества Богородицы в Путинках 1649-1652 гг.). Четкая симметрия прослеживается и в горизонтальной планировке
комплекса и в каждой из построек, и в установке активных композиционных вертикалей- колокольни в 37 метров высотой , выступающими главными куполами обоих церквей, башенкой над Святыми вратами.

    Еще больший размах каменной архитектуры относится к 70-80 гг. 17 столетия-времени расцвета ярославской архитектурной традиции. За двадцать лет в городе построено более 20 церквей. Храмы теперь строятся не на средства богатых купцов, а на сбор прихожан. Такой строительный бум связан с расцветом ремесленного производства, укрепившее благосостояние посадского люда. Богатые прихожане Толчковской слободы, где основным промыслом было
кожевенное дело, построили внушительных размеров храмовый комплекс, который обилием декоративного убранства превзошёл все предыдущие и последующие образцы ярославского зодчества 17 века.

     Комплекс на берегу реки Которосль состоял из летнего и зимнего храмов (зимний не
сохранился), отдельностоящей колокольни и Святых ворот. Структура летнего храма-церкви Иоанна Предтечи 1671- 1687 гг. напоминает в плане церковь Иоанна Златоуста в Коровниках. Симметричный объем с двумя пределами окружён крутой обходной галереей с арочными окнами и щипцовыми крыльцами по трем фасадам. Но отличие от коровницкого храма не только в наибольшем объеме, но и в том, что боковые пределы венчают не шатры, а малые пятиглавия. Таким образом храм Иоанна Предтечи становиться пятнадцатиглавым. Все стены сплошь покрыты узорами из лекального кирпича и изразцовой глазури. Двери, ставни, откосы расписаны
орнаментом. Центральная глава, имеющая барочную форму переделана в 19 в. Интерьеры храма так же плотно украшены. Все стены покрыты фресками, выполненными в конце 17 в. артелью художников под руководством Дмитрия Плеханова и Фёдора Игнатьева. Росписи можно посмотреть только в теплую летнюю погоду, когда нет дождя.

    Высокая восьмигранная в плане колокольня строилась на рубеже 17-18 веков. Имея шесть ярусов она напоминает архитектуру московского барокко. Горизонтальные членения колокольни совпадают в тягами, декоративными поясами, оконными проемами церкви. Такой приём визуально объединяет отдельностоящие постройки. Святые врата по своему объёму повторяют коровницкие, но в главке снова угадываются черт московского барокко, что относит строительство к концу 17 в.

    Для двух памятников ярославского зодчества характерно комплексное проектирование ряда построек. Архитекторы продумывают как здания будут располагаться в пространстве, улавливают видовые точки,- оба комплекса расположены на берегу рек и имеют широкий обзор, постепенно раскрывая  перед зрителем, прибывающим с воды, своё великолепие.

Литература: 

1. Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле /ред. Т.С. Злотникова. изд. Александр Рутман. 2001
2. В. Ф. Маров. Ярославль. Архитектура и градостроительство. изд. Академия 76. 2019
3. История русской архитектуры. /ред. С.В. Безсонов. Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре. М-1956

Комплекс в Коровниках:

План комплекса













Комплекс в Толчково





План ансамбля и церкви  Иоанна Предтечи (из кн. В.Ф. Маров. Ярославль. Архитектура и радостроительство.)















Комментарии